Бэнд
Бэндом называется плавное изменение тона звучащей ноты на четверть тона, половину, целый тон или больше. В нотной записи нет стандартного обозначения бэнда, потому ниже приведены различные варианты.
Исполнение этого приема требует извлечение звука, после чего палецлевой руки, по-прежнему прижимая струну, скользит со струной вдоль ладового порожка (перпендикулярно грифу). Благодаря натяжению струны ее тон повышается на нужную величину, которая контролируется на слух. Бэнды можно разделить на такие основные разновидности:
- Обратный бэнд. Этот прием подразумевает подтягивание пальцем струны на заданную величину заранее, потом извлекается звук, и палец со струной возвращается на место. Так получается плавное понижение тона.
- Комбинированный бэнд являет собой последовательную комбинацию простого и обратного или обратного и прямого бэнда.
- Унисонный бэнд исполняется на двух струнах. На более высокой струне производится извлечение звука, после чего на соседней струне какая-либо нота подтягивается к высоте первого звука. Эти обе ноты могут звучать и последовательно, и одновременно.
- Двойной бэнд. Принцип этого приема состоит в одновременной подтяжке двух нот на разных струнах.
Ни один из выше перечисленных приемов не имеет каких-либо конкретных обозначений, по этой причине в нотных сборниках зачастую подается расшифровка того или иного символа, который был использован автором или редактором.
Мелизмы
Мелизмы – это небольшие устойчивые мелодические украшения, которые обозначаются мелкими нотами и специальными символами. Почти всегда играются приемом легато. К мелизмам относятся форшлаги, морденты, группетто и трели.
Форшлаги можно разделить на короткие и долгие. Коротким форшлагом называется звук, лежащий выше или ниже основного звука мелодии.
Долгий форшлаг находится на секунду выше или ниже основного звука мелодии. И в первом, и во втором случае фигура исполняется за счет длительности основного звука. Вне зависимости от обозначения длительности форшлага, она обычно равняется половине длительности основного звука.
В современной музыке долгий форшлаг применяется крайне редко.
Простой мордент – это фигура, которая состоит из трех звуков: основного, вспомогательного, лежащего секундой выше, и повторения основного звука. Этот, как и все последующие виды мордентов, исполняются за счет длительности основной ноты.
Перечеркнутый (одинарный перечеркнутый) мордент являет собой фигуру, состоящую из трех звуков: основного, вспомогательного, лежащего секундой ниже, и повторения основного звука.
Двойной мордент – это фигура, представляющая собой два простых (одинарных) мордентов.
Двойной перечеркнутый мордент являет собой фигуру, которая состоит из двух одинарных перечеркнутых мордентов. В современной нотной записи последний прием почти не используется.
Группетто – это фигура, которая состоит из нескольких звуков - верхнего вспомогательного, основного, нижнего вспомогательного и основного, и исполняется за счет длительности основной ноты.
Если символ группетто находится между нотами, то оно будет исполняться за счет предыдущей длительности.
В современной нотной записи этот прием употребляется редко.
Трель. Эта фигура состоит из очень быстрого чередования основного и верхнего вспомогательного звуков, а ее продолжительность равна длительности основного звука.
Если трель должна начинаться не с основного звука, а с вспомогательного, перед основной нотой выписывается первый звук в виде форшлага.На гитаре трель обычно исполняется легато, не зависимо от того, как записаны ноты.
Тремоло
Этот прием заключается в быстром многократном повторении одного и того же звука, интервала или аккорда. Обозначается в нотной записи тремоло нотами больших длительностей, а поперечные ребра-штрихи задают длительность каждого звука.Исполнение этого приема происходит при использовании поочередно двух пальцев(i, m или m, i) или трех пальцев (a, m, i, m или i, m, a, m). Если используется медиатор, то применяются попеременно нисходящие и восходящие удары.
Вибрато
Этот прием отличается красотой и выразительностью, потому часто используется тогда, когда нужно подчеркнуть певучесть мелодии. В нотной записи обозначается вибрато как горизонтальная волнистая линия, которая изображается над нотой.Исполнение вибрато может производиться двумя способами. Принцип классического вибрато состоит в извлечении звука и последующем покачиванием кисти левой руки вдоль грифа, при чем палец продолжает плотно прижимать струну к ладу. Второй способ характерен для электрогитары. Суть его заключается в том, что после извлечения звука палец, прижимающий струну к ладу, начинает совершать колебательные движения вдоль ладового порожка перпендикулярно грифу с центром в обычном положении пальца. Глубина такого вибрато зависит от амплитуды колебаний, которая обычно ограничена упругостью струны, и частоты производимых пальцем движений. Какой из способов исполнения вибрато выбрать, нужно определяться исходя из художественных задач, поставленных перед музыкантом.
Флажолеты
Флажолетами называются получаемые определенным способом звукоизвлечения обертоны.Флажолеты можно разделить на натуральные и искусственные. Чтобы получить натуральные флажолеты, нужно легко прикоснуться подушечкой пальца левой руки к тем точкам струны, где она делится пополам (октавный флажолет), на три (квинтовый флажолет), четыре (двухоктавный флажолет) или более частей, которые соответствуют XII, VII, V… ладам на грифе. Правая рука извлекает звук. При этом нужно одновременно снять палец левой руки со струны. Хотелось бы отметить, что чем мельче части деления струны, тем слабее будут звучать флажолеты.
Искусственные флажолеты можно получить, изменив длину струны. Например, для исполнения октавного флажолета на ХІІІ ладу, нужно прижать струну левой рукой на Іладу. В этом случае искомый XIII лад стал точкой деления струны пополам. Чтобы исполнить флажолет, нужно коснуться струны над XIII ладом указательным пальцем правой руки, а мизинцем и безымянным пальцем той же руки произвести щипок струны. Чтобы исполнение получилось правильным, нужно одновременно снять указательный палец вместе со щипком. В этом случае квинтовый флажолет будет извлекаться на VIII ладу.
Современная музыка с использованием электрогитары позволяет извлекать флажолеты при помощи медиатора. Рекомендуется при таком раскладе использовать дисторшн или подобное устройство, которое увеличит уровень обертонов. Чтобы исполнить такой флажолет, нужно взять медиатор таким образом, чтобы его кончик едва выступал из указательного и большого пальцев правой руки. При звукоизвлечении по струне вначале ударяет медиатор, а затем боковая часть большого пальца, которая находится практически на одном уровне с медиатором. Медиаторный флажолет используется, в основном на, с струнах без отделки, то бишь первых трех.
Помимо основной техники игры на гитаре существует также много разнообразных приемов игры, которые широко применяются гитаристами в разных стилях музыки. В этой серии статей мы представим главные из них.
Арпеджио
Так называется быстрое последовательное исполнение звуков аккорда или другого созвучия. Арпеджио обозначается вертикальной волнистой чертой, которая ставится перед аккордом. Иногда встречаются варианты, когда на конце волнистой черты ставится стрелка, которая указывает явное направление последовательности звуков, будь то от нижнего к верхнему звуку или наоборот. Если стрелки нет, арпеджио исполняется от нижнего звука к верхнему.
Этот прием может исполняться и пальцами, и при помощи медиатора. В процессе обучения акцентировать внимание стоит на равномерности чередования звуков по темпу и динамике.
Легато
Легато – это плавный переход одного звука в другой, связное их исполнение, при котором полностью отсутствует пауза между звуками. В нотной записи этот прием обозначается дугообразной линией, или лигой, которая охватывает ноты, исполняемые легато. Обратите внимание, что соседние залигованые ноты должны быть разной высоты: если ноты одной высоты, лига лишь увеличивает ее длительность.
Легато может быть восходящее и нисходящее. В первом случае последующий звук по тону выше предыдущего, а во втором – наоборот ниже.
Чтобы исполнить восходящее легато на гитаре, необходимо извлечь звук обычным способом (щипком пальца или медиатором), после чего с силой опустить палец левой руки на лад, который соответствует второй ноте. При касании подушечкой пальца струны возникает второй звук. Правая рука в звукоизвлечении не принимает участия. Суть нисходящего легато аналогична, отличается оно лишь тем, что второй более низкий звук получается в результате резкого снятия пальца со струны. Снимать палец нужно под углом, чтобы при снятии его подушечка зацепилась за струну, извлекая тем самым звук. Если нужно последовательно исполнить несколько нот, используя технику как восходящего, так и нисходящего легато, лигой объединяются первая и последняя ноты.
Глиссандо
Глиссандо – это музыкальный термин, обозначающий плавное скольжение от одного звука к другому. Обозначается в нотной записи прямой чертой, проведенной от одной ноты к другой
Исполнение этого приема происходит так: вначале необходимо извлечь первую ноту, после чего палец левой руки начинает скользить, прижимая при этом струну, к следующему звуку. Когда палец достиг второй ноты, правой рукой извлекается звук. Можно комбинировать исполнение глиссандо и легато.
В таком случае исполнение приема остается прежним, за исключением того, что правая рука вторую ноту не извлекает. Она звучит самостоятельно от колебаний струны, вызванных скольжением пальца.
Стаккато
Этот прием отличается отрывистым, коротким исполнением звуков и обозначается точкой над нотой, выполненной в этом приеме.Техника исполнения глиссандо может быть разной. Классический вариант при игре пальцами подразумевает обычное звукоизвлечение, после чего палец правой руки практически мгновенно касается звучащей струны, производя глушение подушечкой. При исполнении медиатором суть не меняется, после извлечения звука медиатором производится глушение колеблющейся струны. Еще один вариант игры стаккато производится таким образом: ребро ладони правой руки опирается на порожек так, чтобы рука немного соприкасалась со струнами. Рука в данном случае исполняет роль своеобразного демфлера: это значит, что любые ноты будут звучать стаккато. Выбрав любой из приведенных выше способов, нужно помнить, что после извлечения звука необходимо сразу же ослаблять давление пальца левой руки на струну.